Вы — многодетная мама и руководитель нескольких проектов. Как эти две масштабные роли сосуществуют в вашей жизни? Приходится ли вам «терапевтировать» собственных детей сказками, и если да, то какие приемы работают безотказно?
В моей жизни действительно много ролей: я многодетная мама, руководитель студии и театра кукол, детский психолог, сказкотерапевт, жена, подруга, дочка, сестра и не только. И все эти роли по очереди требуют внимания и пытаются договориться друг с другом. Ключевой навык, который постепенно у меня формируется это - чётко понимать, когда и где я нахожусь в какой роли, и ясно обозначать это окружающим, в том числе своей семье.
В роли специалиста я работаю три раза в неделю. Это мои профессиональные дни: консультации, диагностики, индивидуальные и групповые занятия с детьми. В эти же дни я занимаюсь продвижением своих проектов, планированием, решаю организационные вопросы, связанные с театром кукол и детской студией. Один день в неделю я — методист: разрабатываю планы занятий, анализирую динамику групп и даю обратную связь родителям.
А дома я — мама. Не терапевт, не руководитель, не эксперт. Я не «терапевтирую» своих детей сказками, потому что для них я в первую очередь опора, человек, рядом с которым можно быть настоящим. Если сказка появляется — то естественно: в виде вечерних историй, игр, смешных сценок, которые рождаются сами собой. Не как инструмент терапии, а как часть нашей семейной атмосферы.
При этом моя профессиональная деятельность и материнство не мешают друг другу — скорее, поддерживают. Дети становятся моими честными критиками и генераторами идей, а работа помогает мне оставаться вдохновлённой, собранной и творческой. И, наверное, в этом и заключается баланс: не смешивать роли в одну большую кучу, а давать каждой своё пространство. Тогда они не конфликтуют, а создают ту самую живую среду, в которой могут расти и дети, и проекты, и я сама....
Работа с детскими трудностями требует огромного ресурса. Что является для вас главным источником энергии и вдохновения, чтобы не выгорать и продолжать творить?
Для меня источник сил — это не что-то одно, а целая система из разных вещей, которые по-своему поддерживают. И чтобы не выгорать, я стараюсь наполнять себя небольшими порциями каждый день, а не ждать, когда появится возможность для большого отдыха.
Первое - это холодная вода. Она меня невероятно наполняет. И действует как мгновенный перезапуск. Моржевание мне даёт ясность, силу, ощущение чистоты внутри. А баня — как тёплая противоположность, контраст— помогает расслабиться, прогреться, отпустить лишнее.
Второе - это спорт. Регулярная физическая нагрузка держит в тонусе и тело, и голову. Спорт даёт мне дисциплину, устойчивость и ощущение, что я управляю своим ресурсом, а не жду, пока он сам появится.
Третье - это культурная среда. Я всё больше хочу вплетать в свою жизнь (слава богу, дети подрастают и появляется больше возможностей) регулярные посещения театров, музеев, выставок. Это вдохновение другого типа — эстетическое, глубокое, расширяющее горизонты. Оно очень мне нужно, как специалисту, который работает с творчеством и детьми.
Вы заняли призовое место на форуме креативных предпринимателей (КПД). С какими самыми неожиданными вызовами столкнулись как руководитель и социальный предприниматель, создавая и продвигая свой проект?
Первый вызов - это необходимость быть не только специалистом, но и предпринимателем.
Когда ты создаёшь проект в социальной сфере, особенно творческий, кажется, что всё будет держаться на идее и ценностях. На деле приходится разбираться в финансах, документах, маркетинге, юридических нюансах, взаимодействии с партнёрами. Это другой язык, другой темп, и к нему нужно учиться адаптироваться. Ключевое слово учиться, что я и делаю на данный момент с наставником из Терра.
Второй — это баланс между миссией и реальностью.
Социальный проект нельзя строить только на энтузиазме. Нужно принимать решения, которые одновременно и помогают людям, и позволяют проекту быть устойчивым. Это очень приземляет: учишься не только вдохновляться, но и считать, планировать.
Третий — это собственная смелость.
Создавая проект, я знала, что нужно выходить в публичность, уметь презентовать свои идеи. Для меня это привычно, но стало вызовом переход на другой уровень, когда принимала участие в таком мероприятии как КПД, переход на равный уровень с другими предпринимателями.
Четвёртый - это управление темпом. Пять детей, роли руководителя, психолога, методиста… И параллельно — проект, который растёт и требует внимания. Самым сложным оказалось не бежать из последних сил, а научиться планировать, распределять нагрузку и не забывать про восстановление.
Но именно эти вызовы стали точками роста. Благодаря им проект стал чётче, сильнее, понятнее, а я — увереннее как руководитель и социальный предприниматель.
Можете дать универсальный совет для родителей: как с помощью простой импровизированной сказки или истории можно мягко разрешить конфликтную ситуацию с ребенком здесь и сейчас?
В конфликтной ситуации родителю не всегда легко разговаривать напрямую: ребёнок может сопротивляться, закрываться, плакать или злиться. Один из самых эффективных способов мягко разрядить напряжение — говорить не напрямую, а через персонажа.
Для этого подойдёт любая игрушка или кукла, которая есть дома и которая нравится ребёнку: мягкий мишка, пупс, пальчиковая кукла, даже ложка, у которой «вдруг» появился голос.
Как это работает на практике?
Вы не обращаетесь сразу к ребёнку.
Вы берёте персонажа в руки и начинаете говорить от его имени. Персонаж может задавать вопросы, удивляться, переживать, искать выход.
А ребёнок, отвечая ему, постепенно переключается с собственного напряжения на игру. Он начинает помогать герою, объяснять, что происходит, и таким образом проговаривает свои чувства намного легче, чем в прямом разговоре.
Насколько важно, чтобы у ребенка была своя, возможно, даже самодельная кукла? Какой самый простой тип куклы для терапевтических целей можно сделать дома из подручных средств?
Одним из самых простых и эффективных вариантов куклы, которую можно сделать дома, является собачка-терапевт. Мы часто используем её на наших терапевтических занятиях. Такая кукла делается вместе с ребёнком и родителями из обычных перчаток. В процессе создания ребёнок вовлекается, проявляет фантазию и постепенно «оживляет» своего персонажа. В итоге получается кукла, которую можно надеть на руку, и она становится настоящим помощником ребёнка и родителей в процессе их взаимодействия.
Собачка-терапевт имеет особое значение: она олицетворяет натуру ребёнка, а сюжет игры с собачкой строится так, что кукла мешает спокойно жить ребёнку, который играет ещё и вторую роль её хозяина. Собачка все время создаёт для своего хозяина новые ситуации и хозяину, т. е. самому ребенку волей-неволей приходится с ними справляться. Таким образом, когда ребёнок играет две роли и за свою собачку и за её хозяина, получается так, что личность учится обуздывать, облагораживать и направлять свою натуру. Коррекционный эффект достигается за счёт сочетания нереальных и часто невозможных в обычной жизни ситуаций, в которых ребёнок сталкивается со своей натурой через игру. При этом в качестве сюжетных героев включаются вполне реальные люди, прежде всего сам ребёнок и его близкие, что делает историю эмоционально понятной и безопасной для проживания.
Если нужно, я могу дать пошаговую инструкцию для родителей, как сделать такую собачку-терапевта дома.