Юлия Савельева

Социальный проект нельзя строить только на энтузиазме.
Нужно принимать решения, которые одновременно и помогают людям, и позволяют проекту быть устойчивым. Это очень приземляет: учишься не только вдохновляться, но и считать, планировать.
Вы развиваете направление «сказка как инструмент общения и преодоления трудностей». Как на практике сказка помогает решить конкретную детскую проблему, например, страх темноты или ревность к младшему брату/сестре? Можете привести короткий пример из практики?

Да, я действительно развиваю направление «сказка как инструмент общения и преодоления трудностей». В частности, делаю это через кукольный театр, проигрывание театральных этюдов. Это позволяет ребёнку не просто услышать историю — она даёт ему возможность прожить её, увидеть свои чувства через героев и безопасно найти выход из трудной ситуации.
Пример из практики, у ребёнка 5 лет, был страх темноты, мы вместе придумали сказку о маленьком светлячке, который однажды потерял свой огонёк и оказался в ночном лесу. Мы вместе с ребёнком «помогли» светлячку преодолеть страх. Через проигрывание различных историй, которые происходили со светлячком. Героя мы сделали из фетра, играли сначала в комнате с приглушенным светом, а потом и в почти полной темноте. Для данного случая использовала театр теней, разноцветный свет, фонарики и много свечей. В результате, постепенно ребёнок начал осознавать: тьма — не враг, а пространство, где можно найти свой собственный свет и много возможностей.
Если речь идёт о ревности к младшему брату или сестре, я предлагаю сказку о ребёнке, которому кажется, что мама теперь любит другого малыша больше. Постепенно герой открывает, что любовь родителей не делится, а умножается. Ищем плюсы того, как хорошо быть старшим. По итогу работы ребёнок сам придумывает сюжет кукольного спектакля, который проигрывает со всей семьёй, в том числе и с младшим братом/сестрой.
Почему именно кукольный театр стал для вас главным проводником сказки? В чем, на ваш взгляд, его уникальная терапевтическая сила по сравнению с другими методами арт-терапии?

Кукольный театр стал для меня главным проводником сказки ведь для психики не имеет значения, произошёл ли опыт в реальности или был лишь проигран в сказке, всё равно запускаются внутренние процессы, происходят изменения. Когда герой сталкивается с трудностью и находит выход, у ребёнка формируются новые нейронные связи, он как будто сам проходит путь изменений, и его мозг записывает новый шаблон поведения.
Когда ребёнок действует через куклу, он получает возможность безопасно прожить то, что в жизни пока невозможно выразить: страх, обиду, ревность, грусть и др. В этот момент происходит настоящая терапия — мягкая, творческая и глубокая, где сказка становится мостиком к внутренним переменам.
В отличие от других методов арт-терапии, кукольный театр объединяет сразу несколько уровней воздействия: движение, речь, образ, игру и контакт. Он создаёт пространство, где ребёнок становится соавтором и режиссёром своей внутренней истории. Именно в этот момент начинается исцеление — через творчество, смех, проживание и встречу с самим собой.

Термин «нейросказка» звучит очень современно. Что он означает? Как знания нейропсихологии помогают вам создавать более эффективные сказочные истории и программы?

Нейросказки — это не просто истории с воспитательным, развивающим или обучающим смыслом. В них заложен ещё один важный уровень — нейропсихологический. Через сюжет, образ, ритм и эмоцию идёт мягкое развитие высших психических функций: внимания, памяти, воображения, речи, внимания, мышления. Также развивается тактильное, слуховое, зрительное восприятие и даже вкусовое, чувство ритма и ощущение собственного тела.
Идёт взаимодействие детей друг с другом, с родителями, от чего развиваются коммуникативные навыки.
Каждую сказку я адаптирую под определённый возраст, где учитываю его особенности, особенности развития нервной системы.

Вы создаете пособия не только для коллег, но и для родителей. С каким самым частым заблуждением или ошибкой родителей в общении с детьми вы сталкиваетесь и как ваши методики помогают это исправить?

Самое частое заблуждение родителей, с которым я сталкиваюсь, — думать, что ребёнку уже неинтересны сказки и кукольный театр, что он «вырос» из такого возраста. Но практика показывает обратное. И дети, и подростки — например, участники отрядов Мэра, с которыми я вела театральное направление, — с огромным увлечением играли и придумывали свои кукольные истории. А взрослые на моих встречах «Сказки для уставших родителей» с тем же восторгом возвращаются в мир игры. Через куклу, сказку и совместное творчество каждый открывает в себе что-то детское — то, что соединяет поколения и улучшает отношения.

"Самое частое заблуждение родителей, с которым я сталкиваюсь, — думать, что ребёнку уже неинтересны сказки и кукольный театр, что он «вырос» из такого возраста. Но практика показывает обратное."
Автор терапевтических кукольных спектаклей, нейросказок, сказочных программ и пособий для педагогов, психологов, родителей
Участник форумов: «Вместе», «Зазеркалье», "КПД" (форум креативных предпринимателей) — призовое место.
Спикер фестивалей: «Диалог поколений», «Родные люди», "Нейрофестиваль"
Создатель проекта, объединяющего психологию, кукольный театр и социальное предпринимательство
Развиваю направление «сказка как инструмент общения и преодоления трудностей у детей и взрослых»
Ваш путь кажется очень цельным, но наверняка он складывался из разных этапов. Как вы пришли к этой деятельности? Был ли момент, который можно назвать «точкой сборки», когда вы поняли, что хотите заниматься именно этим?

Мой профессиональный путь не простой и не быстрый. Сейчас я педагог-психолог, сказкотерапевт, руководитель выездного театра кукол и студии детской терапии "Сказка рядом", также мама пятерых детей.
Но так было не всегда...
Росла я в многодетной семье и сразу знала, что могу рассчитывать только на свои силы, а их у меня, как оказалось, было достаточно, чтобы поступить на бюджетное место в ТГУ на Химический факультет. Пусть я не связала свою жизнь с профессией химических реакций и превращений, она подарила мне любимого мужа и верных друзей.
В декрете я была долгих, трудных, но счастливых семь лет, благодаря которым, поняла свое предназначение. Да, это дети, много детей.
В 2017 г находясь в очередном декрете, я получила Диплом о профессиональной переподготовке
ОЧУ ДПО "Международный институт Монтессори-педагогики" по специальности
"Воспитатель раннего и дошкольного возраста (семейный детский сад)".
Мой педагогический опыт начался в частной Монтессори школе, в роли ассистента педагога. Я познакомилась с чудесными людьми, также окунулась в Монтессори среду, систему воспитания, которую теперь использую на практике. Научилась учить детей договариваться с ними, находить общий язык как с ребятами, так и с родителями. И там я поняла, что хочу заниматься детской психологией. И понеслось:
2021 г. Диплом о высшем психолого-педагогическом образовании
НОЧУ ВО" Московский институт психоанализа"
" Психология и педагогика начального образования".
Апрель 2022 г. Диплом о профессиональной переподготовке НОЧУ ВО" Московский институт психоанализа"
"Семейное и детское психологическое консультирование"
Июль 2022 г. Диплом дополнительного профессионального образования
ГАПОУ Тюменской области" Колледж цифровых и педагогических технологий
" Воспитатель детей дошкольного возраста"
Февраль 2024 г. Диплом о профессиональной переподготовке. 
ЧУДПО" Институт повышения квалификации и переподготовки Международной Академии Психологических наук"
" Практическая нейропсихология детского возраста. Интерактивный подход".
Июнь 2024 г. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.
ЧУ ДПО "Бизнес-Развитие"
" Педагогическая игропластика"
Октябрь 2024 г. Удостоверение о повышении квалификации.
АНО ДПО НОЦ" Регион здоровья".
" Нейрокриологический подход к здоровью детей". И это не предел.

Благодаря своим детям я вступила на путь детской психологии, создала свой выездной театр кукол, получила колоссальный опыт взаимодействия с детьми разного возраста создала новое направление в своей профессиональной деятельности. Это показ терапевтических кукольных спектаклей, нейросказок.
А началось все с появлением первой куклы-маппет Пеппи и домашнего кукольного театра. Кукла была со мной, когда я играла с детьми и укладывать их спать. Позже появились и другие куклы. Они помогали детям справиться со своими проблемами, страхами, обидой, стеснением.
Следующим этапом в развитии нашего домашнего театра стало участие в городском конкурсе «Семья года», мы победили, нас стали приглашать на телевидение, печатать в журналах. Я вдохновилась. Поняла, людям интересна сказка, интересно творчество. И начала развивать свой театр кукол.
Так был создан социально-театральный проект «Сказка рядом», где я сначала ездила по друзьям, знакомым и родственникам с показами сказок, а позже это уже были детские дома, интернаты, больницы, дома престарелых. И удивительно, как все с радостью меня встречали и не хотели отпускать. Сказку любят все, я убедилась в этом на собственном опыте. К проекту присоединились и другие дети, в основном подростки, родители, все хотели подарить сказку и праздник друг другу. Это был следующий этап в развитии, сотрудничество с Отрядами Мэра и открытие театрального направления.
Позже проект стал не только социальным, но и коммерческим и вырос до детской студии терапии "Сказка рядом", где объединяю психологию и кукольный театр.
Вы — многодетная мама и руководитель нескольких проектов. Как эти две масштабные роли сосуществуют в вашей жизни? Приходится ли вам «терапевтировать» собственных детей сказками, и если да, то какие приемы работают безотказно?

В моей жизни действительно много ролей: я многодетная мама, руководитель студии и театра кукол, детский психолог, сказкотерапевт, жена, подруга, дочка, сестра и не только. И все эти роли по очереди требуют внимания и пытаются договориться друг с другом. Ключевой навык, который постепенно у меня формируется это - чётко понимать, когда и где я нахожусь в какой роли, и ясно обозначать это окружающим, в том числе своей семье.
В роли специалиста я работаю три раза в неделю. Это мои профессиональные дни: консультации, диагностики, индивидуальные и групповые занятия с детьми. В эти же дни я занимаюсь продвижением своих проектов, планированием, решаю организационные вопросы, связанные с театром кукол и детской студией. Один день в неделю я — методист: разрабатываю планы занятий, анализирую динамику групп и даю обратную связь родителям.
А дома я — мама. Не терапевт, не руководитель, не эксперт. Я не «терапевтирую» своих детей сказками, потому что для них я в первую очередь опора, человек, рядом с которым можно быть настоящим. Если сказка появляется — то естественно: в виде вечерних историй, игр, смешных сценок, которые рождаются сами собой. Не как инструмент терапии, а как часть нашей семейной атмосферы.
При этом моя профессиональная деятельность и материнство не мешают друг другу — скорее, поддерживают. Дети становятся моими честными критиками и генераторами идей, а работа помогает мне оставаться вдохновлённой, собранной и творческой. И, наверное, в этом и заключается баланс: не смешивать роли в одну большую кучу, а давать каждой своё пространство. Тогда они не конфликтуют, а создают ту самую живую среду, в которой могут расти и дети, и проекты, и я сама....

Работа с детскими трудностями требует огромного ресурса. Что является для вас главным источником энергии и вдохновения, чтобы не выгорать и продолжать творить?

Для меня источник сил — это не что-то одно, а целая система из разных вещей, которые по-своему поддерживают. И чтобы не выгорать, я стараюсь наполнять себя небольшими порциями каждый день, а не ждать, когда появится возможность для большого отдыха.
Первое - это холодная вода. Она меня невероятно наполняет. И действует как мгновенный перезапуск. Моржевание мне даёт ясность, силу, ощущение чистоты внутри. А баня — как тёплая противоположность, контраст— помогает расслабиться, прогреться, отпустить лишнее.
Второе - это спорт. Регулярная физическая нагрузка держит в тонусе и тело, и голову. Спорт даёт мне дисциплину, устойчивость и ощущение, что я управляю своим ресурсом, а не жду, пока он сам появится.
Третье - это культурная среда. Я всё больше хочу вплетать в свою жизнь (слава богу, дети подрастают и появляется больше возможностей) регулярные посещения театров, музеев, выставок. Это вдохновение другого типа — эстетическое, глубокое, расширяющее горизонты. Оно очень мне нужно, как специалисту, который работает с творчеством и детьми.

Вы заняли призовое место на форуме креативных предпринимателей (КПД). С какими самыми неожиданными вызовами столкнулись как руководитель и социальный предприниматель, создавая и продвигая свой проект?

Первый вызов - это необходимость быть не только специалистом, но и предпринимателем.
Когда ты создаёшь проект в социальной сфере, особенно творческий, кажется, что всё будет держаться на идее и ценностях. На деле приходится разбираться в финансах, документах, маркетинге, юридических нюансах, взаимодействии с партнёрами. Это другой язык, другой темп, и к нему нужно учиться адаптироваться. Ключевое слово учиться, что я и делаю на данный момент с наставником из Терра.
Второй — это баланс между миссией и реальностью.
Социальный проект нельзя строить только на энтузиазме. Нужно принимать решения, которые одновременно и помогают людям, и позволяют проекту быть устойчивым. Это очень приземляет: учишься не только вдохновляться, но и считать, планировать.
Третий — это собственная смелость.
Создавая проект, я знала, что нужно выходить в публичность, уметь презентовать свои идеи. Для меня это привычно, но стало вызовом переход на другой уровень, когда принимала участие в таком мероприятии как КПД, переход на равный уровень с другими предпринимателями.
Четвёртый - это управление темпом. Пять детей, роли руководителя, психолога, методиста… И параллельно — проект, который растёт и требует внимания. Самым сложным оказалось не бежать из последних сил, а научиться планировать, распределять нагрузку и не забывать про восстановление.
Но именно эти вызовы стали точками роста. Благодаря им проект стал чётче, сильнее, понятнее, а я — увереннее как руководитель и социальный предприниматель.

Можете дать универсальный совет для родителей: как с помощью простой импровизированной сказки или истории можно мягко разрешить конфликтную ситуацию с ребенком здесь и сейчас?

В конфликтной ситуации родителю не всегда легко разговаривать напрямую: ребёнок может сопротивляться, закрываться, плакать или злиться. Один из самых эффективных способов мягко разрядить напряжение — говорить не напрямую, а через персонажа.
Для этого подойдёт любая игрушка или кукла, которая есть дома и которая нравится ребёнку: мягкий мишка, пупс, пальчиковая кукла, даже ложка, у которой «вдруг» появился голос.
Как это работает на практике?
Вы не обращаетесь сразу к ребёнку.
Вы берёте персонажа в руки и начинаете говорить от его имени. Персонаж может задавать вопросы, удивляться, переживать, искать выход.
А ребёнок, отвечая ему, постепенно переключается с собственного напряжения на игру. Он начинает помогать герою, объяснять, что происходит, и таким образом проговаривает свои чувства намного легче, чем в прямом разговоре.

Насколько важно, чтобы у ребенка была своя, возможно, даже самодельная кукла? Какой самый простой тип куклы для терапевтических целей можно сделать дома из подручных средств?

Одним из самых простых и эффективных вариантов куклы, которую можно сделать дома, является собачка-терапевт. Мы часто используем её на наших терапевтических занятиях. Такая кукла делается вместе с ребёнком и родителями из обычных перчаток. В процессе создания ребёнок вовлекается, проявляет фантазию и постепенно «оживляет» своего персонажа. В итоге получается кукла, которую можно надеть на руку, и она становится настоящим помощником ребёнка и родителей в процессе их взаимодействия.
Собачка-терапевт имеет особое значение: она олицетворяет натуру ребёнка, а сюжет игры с собачкой строится так, что кукла мешает спокойно жить ребёнку, который играет ещё и вторую роль её хозяина. Собачка все время создаёт для своего хозяина новые ситуации и хозяину, т. е. самому ребенку волей-неволей приходится с ними справляться. Таким образом, когда ребёнок играет две роли и за свою собачку и за её хозяина, получается так, что личность учится обуздывать, облагораживать и направлять свою натуру. Коррекционный эффект достигается за счёт сочетания нереальных и часто невозможных в обычной жизни ситуаций, в которых ребёнок сталкивается со своей натурой через игру. При этом в качестве сюжетных героев включаются вполне реальные люди, прежде всего сам ребёнок и его близкие, что делает историю эмоционально понятной и безопасной для проживания.
Если нужно, я могу дать пошаговую инструкцию для родителей, как сделать такую собачку-терапевта дома.



Вы были спикером на фестивале «Диалог поколений». Как, на ваш взгляд, сказкотерапия и кукольный театр могут помочь наладить связь между детьми, родителями и старшим поколением (бабушками и дедушками)?

Сказкотерапия и кукольный театр создают пространство, где поколения могут встречаться на равных и через игру находить общий язык. Сказка как универсальный язык эмоций и смыслов позволяет детям и взрослым вместе переживать истории, обсуждать поступки героев, делиться опытом и взглядами, которые иначе могут оставаться непроизнесёнными.
Примером такого взаимодействия может служить мой социально-театральный проект «Сказка рядом», в котором участие принимают дети и родители, и есть возможность присоединиться и бабушкам, и дедушкам. Участники этого проекта готовят совместный выездной кукольный спектакль и показывают его в домах престарелых, тем самым поддерживая связь поколений. Также спектакль демонстрируется в Доме малютки, в реабилитационных центрах. Здесь происходит настоящее взаимодействие и сотрудничество: дети, родители и старшее поколение вместе готовятся к спектаклю, учатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом и наблюдать, как проявляются новые качества у каждого. И, конечно, это польза и для тех, кому показывается спектакль — зрители получают эмоциональный отклик, начинают лучше понимать других, открываются новые точки соприкосновения.
Кукольный театр добавляет процессу конкретность и наглядность: дети через игру осваивают навыки общения и эмпатии, родители и старшее поколение — видят мир глазами ребёнка, получают возможность мягко делиться своей жизненной мудростью. Взаимодействие с куклой снижает напряжение, снимает барьеры, потому что разговор идёт «через персонажа», а не напрямую, что делает диалог безопасным и открытым.
В результате формируется не просто совместное времяпровождение, а настоящее эмоциональное сопряжение: бабушки и дедушки возвращаются к детскому восприятию мира, родители — видят ребёнка в новом свете, а дети получают ощущение поддержки и причастности к семейным историям. Такая практика укрепляет доверие и создаёт атмосферу, где каждый голос важен.

Что бы вы посоветовали коллегам-психологам или педагогам, которые только начинают интересоваться сказкотерапией? С чего им стоит начать свой путь в этом направлении?

Для коллег, которые только начинают свой путь в сказкотерапии, я бы посоветовала опираться на две вещи: первое это - вдохновение и вера, второе - работа со смыслами.
1.Верьте в волшебство и чудеса! Это значит верить в силу метафоры, в способность психики к исцелению и трансформации, в то, что у каждой истории есть свой скрытый смысл. Эта вера будет согревать вашу работу и передаваться клиентам.
2. Читайте сказки! Не как специалист, а как ребенок. Погружайтесь в их атмосферу, следите за героями, сочувствуйте им. Перечитайте народные сказки разных культур, авторские сказки, открывайте современных авторов.
3. Ходите по сказочным местам! Посещение мест силы — старых парков, лесов, тихих улочек с историей, музеев, театров— наполняет душу теми волшебными образами, которые потом лягут в основу ваших терапевтических сказок.
4. Найдите сообщество единомышленников - сказочников. Ищите тех, кто горит этим же интересом. Это могут быть онлайн-форумы, группы в социальных сетях, очные супервизорские группы или курсы. Делиться находками, задавать вопросы и просто говорить на одном языке — бесценно.
Грамотно выбирайте учителей и литературу. Начните с классиков-основателей метода в русскоязычном пространстве Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков, Пропп. Это даст вам надежную теоретическую базу и понимание, как и почему сказка лечит. Изучайте труды психологов, которые работали с архетипами и мифами — К.Г. Юнг, К. Пирс, Дж. 
Кэмпбелл.

Какие горизонты вы видите для своего проекта? О чем мечтаете в профессиональном плане? Возможно, о масштабировании методики, новом формате или написании книги?
 
Планы на будущее для меня связаны с расширением глубины и масштаба моей работы. Я хочу заняться научно-исследовательской деятельностью и разработать собственный метод терапевтической работы через сказку и кукольный театр — метод, который будет сочетать мои практические находки, нейропсихологическую основу и творческий подход. Этот метод станет фундаментом работы студии и позволит передавать опыт коллегам и педагогам.
Следующий шаг — открытие интерактивного музея сказок на базе моей студии детской терапии. Это будет пространство, где дети, родители и педагоги смогут не просто слушать истории, но и проживать их: входить в сказочные миры, взаимодействовать с персонажами, создавать свои спектакли, исследовать чувства через игру и творчество.
Такой музей станет живой лабораторией, местом силы и точкой притяжения для семей, специалистов и тех, кто верит в терапевтический потенциал сказок.


связаться с командой Голоса Экспертов
loys.prosmm@gmail.com
Made on
Tilda