Я достаточно много лет работала просто с детьми!
То есть проводила диагностики, вела консультации для родителей, брала детей на коррекционные и образовательные занятия. Конечно, я всегда была на связи с родителями. Всегда держала их в курсе успехов или неуспехов их детей. Очень переживала, когда не получалось дойти до максимального результата, потому что не дошли до смежных специалистов, не придали значение, положились на мнение, что «само перерастет».
И в один прекрасный момент я… выгорела. Просто поняла, что больше так не могу. Точнее, не хочу! Я не хочу больше работать спасателем. Спасать детей, от кого?
От собственных родителей? Которые просто не могут, не хотят сделать важное для своих детей? Мысль эта казалась бредом. Потому как я всегда верила в аксиому, что для каждого ребенка ЕГО мама - самая лучшая. Даже если окружающим она кажется неидеальной.
Именно та самая точка выгибания заставила меня искать ответы на интересующие вопросы: как сделать помощь детям эффективной, а не формальной? Как «заставить» мам и пап обратить внимание на своих собственных детей? Что влияет, в первую очередь, на развитие и успешность самого ребенка: генетика (как много об этом говорят родители на консультациях!) или формируемое окружение? А если окружение, то, где его взять? Как понять, что для ребенка будет хуже или лучше в данный конкретный момент времени?
Так я снова стала студентом. Пошла изучать глубже семейную психологию и психотерапию, познакомилась с коучинговым подходом. Я не просто формально училась, я искала Учителей, которые не просто предлагают получать лекции в записи, а потом выдают корочку государственного образца. Я искала тех, кто может поделиться своим успешным опытом и поможет сформировать новые умения, новое вИдение ситуации. На моем пути встречались разные люди. Но все же, считаю, мне повезло с моими учителями! Я училась у учеников Юлии Гиппенрейтер, Льва Семеновича Выготского, Любови Семеновны Цветковой. Коучинг осваивала под руководством Маши Домброван. И сейчас продолжаю изучение психологии, нейропсихологии под руководством опытных практиков.
Что мне это дало?
Я научилась смотреть на ребенка как на элемент большой системы. Системы под названием «семья». Да-да, ребенок хоть всегда и являлся объектом моего изучения, все же всегда оставался элементом большой системы. А, как известно, в системе важны все элементы. И, если вдруг изменяется движение одного элемента, меняется движение всей системы!
Попробую объяснить на простом примере.
Кто в семье главный? Иерархически в семье главные члены семьи это мама и папа. Значимые взрослые, которые приняли решение о создании семьи и появлении на свет ребенка. Именно состояние, действия, решения, принятые мамой и папой, определяют эффективность всей системы. Ребенок — это элемент. Но не самый главный. Это результат любви мамы и папы. И вот он появился, и зависит от собственных родителей, их решений, их реакций на него.
А потом ребенок подрос и вдруг что-то в нем сломалось… Так считают родители. То он капризничает чересчур, то не может наладить контакт с другими детьми, то ведет себя неправильно, то границ не видит… Список «поломок» здесь достаточно объемный! Что делали родители? Заботливые, обеспокоенные, думающие, ведут ребенка к специалисту. Чтобы он «починил» их детку. Чтобы нашел кнопку и научил ею заботливых маму и папу пользоваться. Но зачастую эти самые родители не подозревают, что все эти «поломки» у ребенка - всего лишь результат их, родительского, воздействия. Ребенок всегда отражает состояние, чувства и установки собственных родителей. Того окружения, в котором растет и с которым ежедневно взаимодействует. Всегда. Именно поэтому «чинить» нужно не ребенка. А помочь разобраться в себе его родителям. Как только внутри системы изменится движение главных элементов, изменится движение и всей системы. И ребенок починится.
Взрослым людям сложно принять тот факт, что они что-то делают не так. Что они сами - источник трудностей и проблем у их детей. И что только взрослые могут принимать взрослые решения и оказывать помощь детям. На самом деле, с родителями тоже все в порядке. Всё так.
Нас действительно не учили быть мамами и папами. Поэтому в свои собственные семьи мы несем то, что «взяли» у своих родителей. Способы воздействия, реакции, установки, ограничения. А мир меняется… Причем, катастрофически быстро…
Сегодня я продолжаю работать с детьми. Все чаще, через работу с их родителями. Когда мы все вместе изучаем отдельно взятую систему под названием «семья», даём место и пространство каждому элементу системы. Наблюдаем, что, как и на кого влияет. Вместе составляем эффективную инструкцию жизни в отдельно взятой семье. Чтобы каждый член семьи смог реализовать себя, но, в то же время, оставался частью этой пресной планеты под названием «семья». Чтобы материнство было в удовольствие. А детство у наших детей - счастливым!
Когда есть смысл обратиться за поддержкой и помощью к такому специалисту как я?
- Если вы задумываетесь о результатах обучения и воспитания собственных детей уже сегодня, и вам важно понимать стратегию формирования личности ребенка,
- Если вам важно, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным и ответственным человеком в нашем быстроменяющемся мире, который умеет принимать решения с опорой на свои сильные стороны,
- Если вашему ребенку трудно адаптироваться в детском саду, государственной школе, если вы наблюдаете у него трудности к социализацией, коммуникацией, если вас беспокоят трудности регуляции поведения у ребенка,
- Если вас мучает вопрос принятия особенностей своего ребенка (и это не только про диагнозы, а чаще присутствие запроса «меня раздражает мой ребенок» или «я не понимаю, почему не могу чувствовать любовь к своему ребенку», «он меня бесит» и т.д.),
- Если вы постоянно ощущаете себя недостаточно хорошими родителями, если вы вынуждены или выбираете много работать, самореализовываться, а вашему ребенку требуется поддержка,
Все эти и многие другие запросы можно решить, если вы готовы не «поискать кнопку» у ребенка, чтобы сделать его покладистым и послушным, а готовы работать с собой, меняться сами, чтобы получить действительно устойчивый результат своих действий.
Сопровождение для родителей, которые играют вдолгую.