Дарья Лобанова

Очень важно обращать внимание на содержание песни, эмоциональную составляющую и как с этим работать.
Как вы пришли в джаз? Что вдохновило вас выбрать именно это направление?

Я пришла в джаз случайно, так как получая образование в нефтегазовом университете собиралась стать инженером. Но параллельная учёба в институте культуры на заочном отделении дала свои плоды, я случайно попала на джазовый джем-сейшн (неформальная музыкальная встреча, где музыканты импровизируют вместе, без заранее подготовленного репертуара), познакомилась с музыкантами и влюбилась в джаз.


Расскажите о вашем опыте обучения в Академии Ларисы Долиной. Можете отдать читателям один эксклюзивный совет, который там получили?

Первое, о чем хочется сказать, это то, что очень необычно было вновь почувствовать себя студенткой. Так как после окончания магистратуры почти 10 лет назад - в этом статусе я не была.
Наставники академии напомнили о том, что очень важно обращать внимание на содержание песни, эмоциональную составляющую и как с этим работать. Казалось бы, банальная вещь, но обучение вокалу, особенно за последние 10 лет, не стоит на месте и появилось много научных подходов, как добиться той или иной техники исполнения с исследовательской базой голосового аппарата. Мне, как преподавателю по вокалу, очень интересно углубляться в изучение этой темы. И на фоне этого иногда забываешь, что эмоция в песне иногда важнее любой техники.

Вы учились в Лос-Анджелесе и участвовали в мастер-классах Berklee College of Music в Италии. Как зарубежный опыт изменил ваш подход к музыке?

Никак не изменил, а доказал, что он един. Почти вся обучающая литература для джазовых музыкантов и вокалистов издана в Америке, на родине джаза. И те музыканты, которые здесь в Тюмени послужили мне наставниками, также изучали джазовую музыку по иностранной литературе и иностранным видео школам. Сейчас уже много чего есть в переводах, поэтому это не проблема что-либо изучить, если не знаешь языка. Обучение за границей лишь дало больше уверенности, что я всё делаю правильно и что можно добиться определённого исполнительного успеха, не находясь на родине джаза.
"Необходимо изучать музыку и в целом музыкальную сферу со всех сторон. Современному певцу или музыканту необходимо также самому себе быть аранжировщиком, организатором, SMM-щиком и т.д. И, конечно, не забывать, что джаз – это тот вид искусства, который требует очень много самостоятельных занятий и практики."
Джазовая певица, старший преподаватель кафедры музыкального искусства эстрады ТГИК, студентка Тюменской группы Академии Ларисы Долиной, выпускница магистратуры института культуры г. Санкт-Петербург, лауреат международных и всероссийских джазовых и эстрадных конкурсов (Gnesin Jazz, Jazz Birds, Рояль в джазе и другие) и джазовых фестивалей, в том числе Тюменского фестиваля Fabric Jazz.

Солистка тюменской группы Jazz Street, солистка и руководитель группы “Gypsy Vocal Band”
Вы преподаете в ТГИК. Как совмещаете педагогическую работу с концертной деятельностью?

Иногда бывает достаточно тяжело, потому что концентрация выступлений в месяц большая. Но я точно знаю, что моя концертная практика позволяет мне быть таким педагогом, каким я являюсь. Сейчас наши студенты также ведут концертную деятельность, и я счастлива, что я могу помочь им в организации, начиная от редактирования анонсов на их концерты до составления плейлистов (списка исполняемых композиций на концертах).

Чему, на ваш взгляд, важно учить современных студентов, мечтающих о карьере в джазе?

Тому, что необходимо изучать музыку и в целом музыкальную сферу со всех сторон. Современному певцу или музыканту необходимо также самому себе быть аранжировщиком, организатором, SMM-щиком и т.д. И, конечно, не забывать, что джаз – это тот вид искусства, который требует очень много самостоятельных занятий и практики. Знаменитая теория про 10 000 часов оттачивания своих навыков здесь может сработать.

Как изменилась джазовая сцена в России за последние годы? Есть ли у молодых исполнителей больше возможностей?

Джазовая сцена в России изменилась тем, что музыканты более смело начали смешивать разные стили с джазом и не только. У молодых исполнителей, конечно, есть возможности. Первая возможность — это интернет и различные цифровые площадки, где можно выставлять свое творчество, а также получать образование от признанных мастеров джаза, находясь в любой точке мира. То есть можно стать настоящим «фирмачом», как принято говорить в джазе, обучаясь самостоятельно или дистанционно.

Как родилась идея создать Gypsy Vocal Band?

Идея создания Gypsy Vocal Band появилось по нескольким причинам. Одна из них это песня, которую я слушала время от времени в течение нескольких лет, где пели двое мужчин, и я мечтала тоже её исполнить. Но понимала, что сольно она не будет так эффектно звучать. Поэтому и появилась идея создать такой коллектив именно с вокальным трио. У трёх голосов возможностей в аранжировках гораздо больше, чем у одного. И, конечно, девушки – это всегда эффектно. Также мотивировало, то, что на тюменской сцене, мы будем единственными в таком формате.
Участница мастер классов Jazz Masters Pro -2015, проходящих в музыкальном колледже в Лос-Анджелесе (Los Angeles College of Music), а так же двух серий мастер классов, проводимых Berklee College College of Music в Италии в рамках джазового фестиваля Umbria Jazz - Berklee at Umbria Jazz Clinics 2018 , 2019.
Кто из джазовых исполнителей оказал на вас наибольшее влияние?

Все понемногу оказали влияние. Я помню, когда музыканты отзывались о творчестве того или иного исполнителя, я сразу записывала себе их имена в заметки и дома слушала и искала информацию о них. Было такое, что я не понимала почему кто-то из джазовых исполнителей настолько популярен, но проходили годы и я влюблялась в творчество таких исполнителей, которых не понимала несколько лет назад. Точно помню, что непрерывно слушала в разные периоды Этту Джеймс, Кармен Макрей, Ди Ди Бриджуотер, Кевина Махогани, Чета Бейкери.

Как вы относитесь к экспериментам в джазе? Считаете ли важным сохранять традиции или больше тяготеете к фьюжну?

Считаю, что здесь, на сценах в Тюмени, важно играть всё. Потому что, кто как не мы, можем продемонстрировать и показать слушателю всю разножанровость джазовый музыки. Поэтому в наших программах с группой Jazz Street мы миксуем традиционный джаз, фанк, фьюжн. Иногда это всё может перекликаться в рамках одной песни.

Какой совет вы дали бы начинающим джазовым вокалистам?

Ходить на живые джазовые концерты и следить за каждым движением, за каждой нотой музыкантов. Обязательно слушать джазовую музыку – чем больше, тем лучше. Также важно «снимать» понравившиеся приемы и импровизации у музыкантов или вокалистов. Джаз — это язык. И точно также как мы изучаем иностранный язык, заучивая новые слова и фразы, точно также в джазе нам сперва необходимо создать свой собственный «словарь» музыкальных фраз. Чем он будет больше – тем больше выбора будет в живом исполнении.

Вы выступали на Fabric Jazz и других фестивалях. Где вам комфортнее всего петь: на большой сцене или в камерной атмосфере джаз-клуба?

Везде комфортно петь, где хорошо настроен звук и где есть мои музыканты, в чьем профессионализме я никогда не сомневаюсь.
Если я стою на сцене, хорошо слышу себя и хорошо слышу и вижу музыкантов, то совершенно неважно какого размера сцена и зрительный зал.

Как вы готовитесь к выступлениям? Есть ли у вас особые ритуалы перед выходом на сцену?

Ритуал всегда один – нервничать! Но в зависимости от готовности программы градация стресса перед выступлением меняется. Всегда кажется, что ещё можно было бы лучше подготовиться, чего-то добавить, что-то исправить, что-то выучить лучше. Как правило, зритель этого не замечает, но требовательность к себе пока не дает возможности насладиться моментом на 100%.

Как, на ваш взгляд, тюменская публика воспринимает джаз? Отличается ли она от аудитории других городов?

 Как мне кажется, как я чувствую, – наша публика уже привыкла к джазу. Так как у нас относительно недавно этот жанр стал исполняться в таком количестве мест, как сейчас. Публика в других городах дольше знакома с живым джазом, и в каком-то плане, она ждёт, чтоб её удивили чем-то новым. Наша публика очень тёплая, внимательная, и если создать правильный контакт, то очень отзывчивая, что приятно.
связаться с командой Голоса Экспертов
loys.prosmm@gmail.com
Made on
Tilda