Кожевников
Александр

Планы меняются, это нормально.
Главное понимать, что нововведения не противоречат главной цели на твоем пути.
Почему вы назвали компанию «Нулевое агентство»? Как брендинг связан с подходом к бизнесу и созданию таких сложных проектов, как платформа «Школково»?

Во-первых, есть старая шутка про то, что программисты начинают счет не с единицы, как другие люди, а с нуля.
Во-вторых, это метафора нулевого километра, места, откуда все начинается. Мы берем проект с нуля, запускаем его, продолжаем развивать. Мы хотим быть «на порядок выше» остальных, поэтому никогда не бросаем начатое дело. Нам не интересен принцип «завершил, сдал и забыл». Поэтому берем только те проекты, где есть движение и желание расти непрерывно. «Школково» каждый год обретает новые функционалы, расширяет аудиторию. И мы, соответственно, с нулевого дня живем и развиваемся вместе.


Александр, ваш проект для «Школково» — это не просто ИТ-решение, а глубокая перемена в образовании. Что стало для вас точкой отсчета?

В экосистеме «Школково» очень много людей: преподаватели, ученики, кураторы, родители и другие. Со стремительным ростом компании росли и потребности. Мы начали с попыток автоматизировать процессы для внутреннего пользования, чтобы облегчить и упростить взаимодействие. Потом мы проанализировали реальное поведение и результаты учеников, нашли закономерности и особенности каждого участника платформы. Провели эксперимент, и получилось с большой вероятностью предсказывать будущий балл на экзамене каждого конкретного ученика с учетом его опыта и вообще всех его индивидуальных особенностей. Сейчас это, по моим расчетам, самая высокая точность на рынке. Перед нами открылся широкий фронт работ: предоставить пользователю удобный функционал для поиска информации на платформе, углубить определенные аспекты и темы направления обучения. Сейчас мы работаем над системой, которая будет не только подсказывать ученику что-то по материалам курса, но и вести в контексте индивидуального плана. Благодаря нему школьник увеличит свои познания в предмете, получит высокий балл на экзамене и поступит в топовый ВУЗ.

Расскажите, как вы выстраиваете взаимодействие между «Нулевым агентством» и «Школково». Возникают ли споры между технологическими возможностями и педагогическими задачами?

Между мной и Максимом Олеговичем, генеральным директором и основателем «Школково», есть большое взаимное доверие. Без этого развиваться было бы достаточно сложно. Например, у нас полнейший карт-бланш на технологические аспекты. Мы никогда не согласовывали технологический стек и особенности реализации, потому что Максим Олегович уверен в нашей экспертизе. Мы просто берем и делаем.

Нам повезло найти общий язык, научиться понимать друг друга с полуслова. Взаимодействие построено так: мы созваниваемся, обсуждаем задачи и сразу же приступаем к работе. Не теряем время на длинные описания каких-то функциональных вещей, а сразу разрабатываем, внедряем и собираем обратную связь. Затем Максим Олегович так же оперативно смотрит на реальный эффект в образовательном процессе того или иного функционала, ясно и конкретно формулирует следующие итерации и возможные доработки. Это четко отлаженная схема, где все понимают и задачи проекта, и аудиторию. Все друг другу доверяют и не перегружают ни лишней бюрократией, ни какими-то там бестолковыми согласованиями.
Общий язык находить не надо, потому что он уже давно найден. И никаких разногласий, в принципе, здесь нет. Мы выполняем задачу, проверяем гипотезу, дальше оперативно дорабатываем функционал, замеряем и так далее. Нет смысла спорить и бесконечно обсуждать, потому что только на практике можно понять, как и что улучшить. И чем раньше мы начинаем тестирование, тем быстрее осознаем, что надо делать. Скорость важнее всего. И никакой череды совещаний с бумажной волокитой.

Вы создаете коммерческие сервисы и при этом развиваете бесплатный образовательный портал BOBR.VIDEO. Почему вы стремитесь делиться знаниями безвозмездно?

В наше время все, что связано с IT, достаточно тесно пересекается с некоммерческой деятельностью. Некоторые осознанные передовые компании, в том числе и мы, выкладывают часть своих наработок в открытый доступ, чтобы двигать всю отрасль вперед. Это касается и онлайн-образования. Когда мы с Максимом Ковалем поняли необходимость создания отдельной бесплатной площадки с образовательным контентом, мы поставили перед собой глобальную цель: двигать вперед отрасль онлайн образования в России. Нам была нужна не просто замена YouTube, а в принципе хороший, качественный сервис. И он стал чем-то большим, чем просто видеохостинг. В процессе мы увидели, что, во-первых, получается крутой, качественный проект, который стабильно работает в нынешних реалиях. Во-вторых, мы получили обратную связь, что функционал платформы «БОБР» действительно удобен, помогает людям лучше усваивать материал. Благодаря позитивному отклику мы четко осознаем, что движемся в правильном направлении.

BOBR.VIDEO — это отдельная, бесплатная история. В чем ее принципиальное отличие от платформы для «Школково» и как они дополняют друг друга? Кто ваш идеальный зритель на BOBR.VIDEO?

Принципиальное отличие в первую очередь в том, что платформу «БОБР» изначально писали с расчетом на бесконечное масштабирование. Мы не ограничивались десятками тысяч пользователей. Мы ставили задачу сделать сервис, который сможет охватить и сотни тысяч, и при необходимости миллионы зрителей. Это очень серьезный технологический вызов. Для него мы разработали отдельную архитектуру, которая позволит достаточно легко и быстро расширить возможности платформы при быстром росте аудитории.

Каждый год на платформе «БОБР» мы проводим бесплатный интенсив перед ОГЭ и ЕГЭ «Щелчок». Когда мы организовали его впервые, то были шокированы количеством просмотров стримов и ежедневной пользовательской активностью. По нашей статистике, 4 из 7 школьников смотрели «Щелчок» во время подготовки перед экзаменом. Это очень высокий показатель и яркое доказательство того, что важен не только качественный контент, но и его реализация, подача. Мы внедрили на платформе тот функционал, который действительно нужен реальным людям. Сейчас мы планируем привлечь больше новых преподавателей и расширить тематику контента.

Глобально мы стремимся к тому, чтобы «Школково» стало российским стандартом в сфере образовательных онлайн-курсов, а «БОБР» — инструментом первого выбора для удобного поиска бесплатных учебных материалов. Когда у человека возникнет мысль, где найти ту или иную информацию, то он бы сразу же открывал «БОБР» и без труда находил нужное видео, либо курс, либо даже целый канал, посвященный искомой теме.

В чем главная сложность создания ИИ-помощника, который не просто отвечает на вопросы, но и понимает ученика?

ИИ-помощник сейчас все еще в разработке, и это на самом деле большой челлендж. Нельзя взять и прикрутить ChatGPT или другую готовую модель, довериться всему тому, что она делает. Нельзя даже просто дообучить модель на каких-то данных, чтобы заставить ее отвечать так, как нам нужно. Такой подход нравится маркетологам и хорошо продается, но в долгосрочной перспективе бесполезен. Для нас очень важно быть уверенными в том, что сервис будет безопасным, поскольку мы имеем дело с детьми.

Когда мы углубились в тему индивидуальных планов, то поняли, что у нас получается предсказывать баллы ЕГЭ и ОГЭ конкретного ученика, оценивая его индивидуальный опыт. Так появилась идея создать ИИ-помощника, который, в отличие от живого человека, способен анализировать огромное количество информации: оценивать предыдущие и текущие результаты в отрезке недели или месяца, строить кривую прогресса ученика. В процессе — направлять школьника в нужную сторону, где-то похвалить, где-то дать полезный совет. В итоге ИИ-помощник станет куратором ученику и выстроит процесс обучения максимально эффективно.

"ИИ — это инструмент в руках людей. Более продвинутый, чем любые другие, но он все еще остается просто средством, упрощающим жизнь."
Какие человеческие качества педагога оказались самыми сложными для «перевода» на язык алгоритмов? И где, на ваш взгляд, проходит граница, за которую ИИ в обучении пока заходить не должен?

Мы не ставим перед собой задачу заменить людей. Мы разрабатываем инструмент и средство масштабирования, чтобы наставник учитывал те вещи, которые невозможно заметить и проанализировать человеческим умом. К примеру, отследить историю обучения ученика, состоящую из тысяч событий: просмотры вебинаров, домашние задания и пр. Искусственному интеллекту же это под силу, он может увидеть скрытые связи и закономерности. Он определяет сильные стороны ученика и помогает их развить, так же обращает внимание на пробелы, советует эффективный план действий. Мы работаем с сотнями тысяч учеников, уделить максимум внимания каждому просто невозможно, даже при наличии огромного штата кураторов. Искусственному интеллекту удается успешно делегировать некоторые задачи. При этом, опытные и отзывчивые кураторы всегда на связи.






Кожевников Александр, владелец аккредитованной ИТ-компании ООО "Нулевое Агентство"
Компания занимается разработкой и сопровождением сервисов с искусственным интеллектом. Совместно с генеральным директором «Школково» Максимом Ковалем разработало первую в России обучающую онлайн-платформу с искусственным интеллектом для учебного центра «Школково». Система имеет умного чат-бота, семантический поиск.
Разработал единственный в стране образовательный видеохостинг bobr.video бесплатный для всех.
Как вам удалось научить чат-бота понимать смысл запроса ученика, когда нет четкой формулировки?

Основная задача именно семантического поиска и умного чат-бота — это говорить на языке ученика. И поскольку мы имеем дело с детьми, надо понимать, что они еще далеко не профессионалы в тех предметах, которые изучают. Кто-то из них, возможно, в самом начале пути и даже не знаком с терминологией. Поэтому главным челленджем было научиться понимать, что же на самом деле имеет в виду человек, когда задает тот или иной вопрос. Наше преимущество — огромное количество данных: переписки с кураторами, комментарии, вопросы и ответы. На этой базе мы и смогли обучить семантическую модель таким образом, чтобы она достаточно быстро и точно понимала, о чем идет речь. Данные — это залог успеха.

Как платформа «Школково», по-вашему, преобразует отношение школьников к учебе через 5 лет? Какое важное, качественное изменение произойдет?

Мы работаем со «Школково» достаточно давно, еще с тех пор, когда не было видеохостинга и другого функционала. И общаемся с ребятами, которые занимались на платформе 3-4 года назад. Они говорят, что и раньше все было удобно и функционально, а сейчас вообще какой-то космос. Соответственно, и через 5 лет, я уверен, впечатление учеников от продуктов «Школково» будет расти в лучшую сторону. «Школково» — не просто онлайн-курсы, это место, где дети получают знания и мотивацию, рабочие схемы для достижения целей. Ученики знают, что найдут у нас все, без ограничений, четко под свои запросы. На платформе есть и инструменты, и люди, и технологии, и знания, поэтому мы стремимся к тому, чтобы доступное, качественное образование стало де-факто в жизни каждого школьника.

Если бы у вас была возможность вернуться на 5-10 лет назад и дать один совет себе, что бы это был за совет? И какой самый ценный урок вы извлекли из создания «Нулевого агентства»?

Не переживай, когда что-то идет не по плану. Сегодня ты распланировал ближайшие полгода-год, а завтра начнет замедляться YouTube. Это послужит сигналом, что нужно срочно делать не просто альтернативу популярному видеохостингу, а принципиально другой, самобытный проект, который станет в определенных аспектах лучше. Планы меняются, это нормально. Главное понимать, что нововведения не противоречат главной цели на твоем пути.

Многие сегодня говорят об ИИ как об угрозе. Ваши проекты показывают его созидательную сторону. Как вы думаете, почему так важно «очеловечивать» технологии, особенно в такой чувствительной сфере, как образование детей?

Сейчас многие говорят о том, что искусственный интеллект отберет у людей работу. Я не разделяю это мнение. ИИ — это инструмент в руках людей. Более продвинутый, чем любые другие, но он все еще остается просто средством, упрощающим жизнь.

Мы видим все ограничения ИИ, понимаем риски. И с учетом этого выбираем те сценарии, в которых использование ИИ уместно и достижимо. Недостаточно начитаться умных статей, нужно пробовать работать с новыми технологиями. И только после полученного опыта делать выводы об угрозах безопасности. Не стоит поддаваться массовой истерии, нужно погружаться в тему и экспериментировать. И тогда станет понятно, что это на самом деле хороший, полезный инструмент, если он в надежных руках и применяется с умом.

Есть ли у вас сейчас другие цели, связанные с ИИ-технологиями?

Мы разрабатываем свою языковую модель с нуля по своей архитектуре и ставим перед собой сразу несколько амбициозных целей. Во-первых, мы планируем сократить затраты на тренировку и эксплуатацию модели. Во-вторых, боремся с одной из фундаментальных проблем в виде катастрофического забывания при добавлении новых знаний. Мы хотим достичь того, чтобы новые знания базировались на новых данных. Это важно. И чтобы новые факты в модель добавлялись максимально быстро, а показатель старых оставался на прежнем уровне. У нас есть перспективные идеи на этот счет. И сейчас мы активно исследуем эту область.

Что бы вы хотели, чтобы ученик, занимающийся на вашей платформе, почувствовал в идеале? Сформулируйте, пожалуйста, то ключевое эмоциональное состояние, ради которого затевался проект.

Я там, где надо, и у меня все получится.
связаться с командой Голоса Экспертов
loys.prosmm@gmail.com