Александр, ваш проект для «Школково» — это не просто ИТ-решение, а глубокая перемена в образовании. Что стало для вас точкой отсчета?
В экосистеме «Школково» очень много людей: преподаватели, ученики, кураторы, родители и другие. Со стремительным ростом компании росли и потребности. Мы начали с попыток автоматизировать процессы для внутреннего пользования, чтобы облегчить и упростить взаимодействие. Потом мы проанализировали реальное поведение и результаты учеников, нашли закономерности и особенности каждого участника платформы. Провели эксперимент, и получилось с большой вероятностью предсказывать будущий балл на экзамене каждого конкретного ученика с учетом его опыта и вообще всех его индивидуальных особенностей. Сейчас это, по моим расчетам, самая высокая точность на рынке. Перед нами открылся широкий фронт работ: предоставить пользователю удобный функционал для поиска информации на платформе, углубить определенные аспекты и темы направления обучения. Сейчас мы работаем над системой, которая будет не только подсказывать ученику что-то по материалам курса, но и вести в контексте индивидуального плана. Благодаря нему школьник увеличит свои познания в предмете, получит высокий балл на экзамене и поступит в топовый ВУЗ.
Расскажите, как вы выстраиваете взаимодействие между «Нулевым агентством» и «Школково». Возникают ли споры между технологическими возможностями и педагогическими задачами?
Между мной и Максимом Олеговичем, генеральным директором и основателем «Школково», есть большое взаимное доверие. Без этого развиваться было бы достаточно сложно. Например, у нас полнейший карт-бланш на технологические аспекты. Мы никогда не согласовывали технологический стек и особенности реализации, потому что Максим Олегович уверен в нашей экспертизе. Мы просто берем и делаем.
Нам повезло найти общий язык, научиться понимать друг друга с полуслова. Взаимодействие построено так: мы созваниваемся, обсуждаем задачи и сразу же приступаем к работе. Не теряем время на длинные описания каких-то функциональных вещей, а сразу разрабатываем, внедряем и собираем обратную связь. Затем Максим Олегович так же оперативно смотрит на реальный эффект в образовательном процессе того или иного функционала, ясно и конкретно формулирует следующие итерации и возможные доработки. Это четко отлаженная схема, где все понимают и задачи проекта, и аудиторию. Все друг другу доверяют и не перегружают ни лишней бюрократией, ни какими-то там бестолковыми согласованиями.
Общий язык находить не надо, потому что он уже давно найден. И никаких разногласий, в принципе, здесь нет. Мы выполняем задачу, проверяем гипотезу, дальше оперативно дорабатываем функционал, замеряем и так далее. Нет смысла спорить и бесконечно обсуждать, потому что только на практике можно понять, как и что улучшить. И чем раньше мы начинаем тестирование, тем быстрее осознаем, что надо делать. Скорость важнее всего. И никакой череды совещаний с бумажной волокитой.
Вы создаете коммерческие сервисы и при этом развиваете бесплатный образовательный портал BOBR.VIDEO. Почему вы стремитесь делиться знаниями безвозмездно?
В наше время все, что связано с IT, достаточно тесно пересекается с некоммерческой деятельностью. Некоторые осознанные передовые компании, в том числе и мы, выкладывают часть своих наработок в открытый доступ, чтобы двигать всю отрасль вперед. Это касается и онлайн-образования. Когда мы с Максимом Ковалем поняли необходимость создания отдельной бесплатной площадки с образовательным контентом, мы поставили перед собой глобальную цель: двигать вперед отрасль онлайн образования в России. Нам была нужна не просто замена YouTube, а в принципе хороший, качественный сервис. И он стал чем-то большим, чем просто видеохостинг. В процессе мы увидели, что, во-первых, получается крутой, качественный проект, который стабильно работает в нынешних реалиях. Во-вторых, мы получили обратную связь, что функционал платформы «БОБР» действительно удобен, помогает людям лучше усваивать материал. Благодаря позитивному отклику мы четко осознаем, что движемся в правильном направлении.
BOBR.VIDEO — это отдельная, бесплатная история. В чем ее принципиальное отличие от платформы для «Школково» и как они дополняют друг друга? Кто ваш идеальный зритель на BOBR.VIDEO?
Принципиальное отличие в первую очередь в том, что платформу «БОБР» изначально писали с расчетом на бесконечное масштабирование. Мы не ограничивались десятками тысяч пользователей. Мы ставили задачу сделать сервис, который сможет охватить и сотни тысяч, и при необходимости миллионы зрителей. Это очень серьезный технологический вызов. Для него мы разработали отдельную архитектуру, которая позволит достаточно легко и быстро расширить возможности платформы при быстром росте аудитории.
Каждый год на платформе «БОБР» мы проводим бесплатный интенсив перед ОГЭ и ЕГЭ «Щелчок». Когда мы организовали его впервые, то были шокированы количеством просмотров стримов и ежедневной пользовательской активностью. По нашей статистике, 4 из 7 школьников смотрели «Щелчок» во время подготовки перед экзаменом. Это очень высокий показатель и яркое доказательство того, что важен не только качественный контент, но и его реализация, подача. Мы внедрили на платформе тот функционал, который действительно нужен реальным людям. Сейчас мы планируем привлечь больше новых преподавателей и расширить тематику контента.
Глобально мы стремимся к тому, чтобы «Школково» стало российским стандартом в сфере образовательных онлайн-курсов, а «БОБР» — инструментом первого выбора для удобного поиска бесплатных учебных материалов. Когда у человека возникнет мысль, где найти ту или иную информацию, то он бы сразу же открывал «БОБР» и без труда находил нужное видео, либо курс, либо даже целый канал, посвященный искомой теме.
В чем главная сложность создания ИИ-помощника, который не просто отвечает на вопросы, но и понимает ученика?
ИИ-помощник сейчас все еще в разработке, и это на самом деле большой челлендж. Нельзя взять и прикрутить ChatGPT или другую готовую модель, довериться всему тому, что она делает. Нельзя даже просто дообучить модель на каких-то данных, чтобы заставить ее отвечать так, как нам нужно. Такой подход нравится маркетологам и хорошо продается, но в долгосрочной перспективе бесполезен. Для нас очень важно быть уверенными в том, что сервис будет безопасным, поскольку мы имеем дело с детьми.
Когда мы углубились в тему индивидуальных планов, то поняли, что у нас получается предсказывать баллы ЕГЭ и ОГЭ конкретного ученика, оценивая его индивидуальный опыт. Так появилась идея создать ИИ-помощника, который, в отличие от живого человека, способен анализировать огромное количество информации: оценивать предыдущие и текущие результаты в отрезке недели или месяца, строить кривую прогресса ученика. В процессе — направлять школьника в нужную сторону, где-то похвалить, где-то дать полезный совет. В итоге ИИ-помощник станет куратором ученику и выстроит процесс обучения максимально эффективно.