Расскажите о самой ценной профессиональной ошибке, которая в долгосрочной перспективе принесла вам больше пользы, чем многие успехи. Чему она вас научила?
Очень многие говорят о том, что нужно верить в себя. Но здесь должна быть важная грань, чтобы уверенность не превращалась в самоуверенность. В 2022 году мы ставили нестационарный торговый павильон, бегло просмотрели документы с полной уверенностью, что всё в порядке, а через пару недель к нам “постучались” государственные органы. Павильон демонтировали, и это уменьшило наш бюджет на 2.000.000 рублей.
Поэтому важно не идти на лишний риск и не быть чересчур самоуверенным, досконально проверяя всё каждый раз, особенно документы.
Вы видите рынок «с двух сторон стола». Какой самый главный дисбаланс в восприятии вы наблюдаете между инвесторами (покупателями) и профессиональными агентами? В чем они чаще всего не понимают друг друга?
Самая главная проблема инвесторов, которые приобретают объекты, в том, что они идут в бизнес, в котором не разбираются и не хотят разбираться. Все хотят себе супер топовые объекты с минимальной окупаемостью и крутым сетевым арендатором. Но, во-первых, сетевой арендатор – не всегда панацея. У них могут быть очень жесткие условия. Во-вторых, основная задача - уметь работать в этом бизнесе. Не слепо инвестировать, а разбираться, смотреть, анализировать и никогда не думать, что есть одно какое-то золотое решение. “Вот есть какой-то объект, там сидит Пятерочка и все. Это будет супер топово работать” – нет, всегда может быть по-разному.
Какая ниша или тип коммерческой недвижимости, на ваш взгляд, является самой недооцененной сегодня с точки зрения потенциала на следующие 5 лет? И наоборот — что сейчас переоценено?
Могу сказать, что сейчас переоценены склады. Все с ними бегают, а я вообще в них не верю. Ну нет у нас такого количества вещей, которое будет храниться, и при любом самом жестком кризисе люди перестанут тратиться на хранение. Потому что в самом крайнем случае можно избавиться или хранить у себя на балконе.
Какой бизнес в коммерции недооценен? Вы знаете, я почему-то верю в торговые комплексы. Верю в них с точки зрения того, что они сейчас будут очень сильно перерождаться. Эти площади не будут оставаться свободными, их будут использовать, но просто в новом формате. Что происходит сейчас? Ты заходишь в торговый комплекс, а там 250 одинаковых магазинов. Я думаю, пройдет немного времени и в этих площадях будут другие виды деятельности, которые будут приносить больше денег своим собственникам. Поэтому именно торговый комплекс – это то, на что стоит сейчас обратить внимание.
Зачем вы тратите время и силы на контент и развитие аудитории? Что для вас важнее — чтобы вас воспринимали как успешного инвестора (образец для зависти) или как проводника, который может научить и вдохновить на действия?
Мне нравится доносить людям полезную и важную информацию. К тому же, когда у тебя есть такой социальный капитал, ты можешь в любом виде деятельности, который связан плюс-минус с коммерческой недвижимостью и инвестициями, гораздо быстрее получать хорошие результаты.
У нас есть акселератор в виде обучения, и когда ты видишь прям жемчужину или бриллиант, которому нужно дать возможность – ты можешь за счет медиа дать эту возможность. Вложить в него свой не только финансовый потенциал, но и информационный. За счет этого ты зарабатываешь сам и можешь помочь заработать человеку, который к тебе пришел. Причем у нас очень узкая ниша, и набрать 150 тысяч подписчиков в сфере коммерческой недвижимости это не то же самое, что набрать 150 тысяч подписчиков на других нишах.
Ваша аудитория — 150 000 человек с разными целями. Если бы вы могли, чтобы ваши подписчики вынесли из вашего опыта и контента всего одну фундаментальную мысль или принцип, какую бы вы выбрали?
Занимайтесь коммерческой недвижимостью. Это не панацея и не волшебная таблетка, но при правильной стратегии и необходимой базе знаний – это надежный бизнес и возможность сохранения капитала.